Славянская одежда и её особенности

Кожаная обувь была преимущественно городской роскошью. Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки. В общеславянский период они назывались черевиками.

Русский народный костюм известен многим россиянам хотя бы по сказкам и картинкам. Совокупность характерной одежды, обуви и украшений долгое время преобладала в крестьянской среде. Сегодня так называемые славянские ткани нередко применяют при пошиве стилизованных или современных моделей.

Особенности народных славянских тканей

Русский народный костюм – это традиционный комплект одежды, обуви и аксессуаров, которые носили крестьяне и горожане. Костюм не был однородным и делился на несколько видов в зависимости от:

  • Пола: мужской и женский;
  • Возраста: детский, взрослый, замужний (для женщин);
  • Назначения: повседневный, праздничный, свадебный, похоронный;
  • Места жительства: в каждом регионе были свои особенности в одежде и украшениях. Наряд горожанина отличился от крестьянского, платье северян отличалось от жителей южных регионов;
  • Времени: Петр I запретил носить народный костюм всем, кроме крестьян, священников и монахов. При этом у крестьян понятия «мода» не было, то есть одежда не менялась.

Знать носила одежду византийского типа, с XVII века появились польские заимствования (кафтан, шуба). При Петре Великом были введены венгерское платье, французское, саксонское и немецкое, последнее должны были носить женщины.

Различалась одежда и по материалам. Славяне в основном шили из натуральных тканей – льняных и посконных (из конопли), из сукна, встречалась одежда из бархата и шелка. Подкладочной тканью служил киндяк – набивная бумажная ткань. Зимнюю одежду отепляли мехом. Все ткани красились натуральными красителями (цветками, листьями, корнями), цвета получались яркими, насыщенными. Впрочем, нередко встречалась и некрашеная ткань натурального цвета.

Украшали одежду узорами и вышивкой, зачастую это был не просто рисунок, а охранный оберег. Сегодня повторить его на вещах можно пошагово по трафарету или используя выкройки.

Знать предпочитала привозные дорогие варианты: парчу, тафту, атлас, шелковые коноват и муар с золотым и серебряным узором, бархат (в том числе золотой), полушерстяную кутню, хлопчатобумажные сатин, кумач, китайку и миткаль. Также использовалась ткань пестрядь, сотканная из разноцветных нитей.

Ассортимент тканей в магазинах

Сегодня в магазинах и на официальных сайтах можно легко найти разнообразные натуральные русские ткани. Разумеется, они будут изготовлены не руками по старинным крестьянским методам, а на фабрике, но свойства материалы сохранят.

В некоторые ткани производители добавляют синтетику: это помогает объединить достоинства разных типов материалов.

Чаще всего спрашивают покупатели рус ткани лен: износостойкий материал, гипоаллергенный и приятный в носке. Хорошо держит температуру: греет в холод и охлаждает в жару. Из него можно шить различные вещи, но стоит помнить, что материал усаживается при стирке и сильно мнется. Полностью натуральное полотно обычно стоит дорого из-за сложного производства.

Из этого же материала шьют традиционные одежды – рубахи, платья, сарафаны, юбки, туники. Ткань раскрашивают, саму одежду могут украсить вышивкой или аппликациями.

Для теплых вещей можно использовать сукно. Оно не является исключительно «народным» материалом, в основном его применяли при изготовлении военной формы, также шили зипуны и верхние теплые штаны.

Плюсы и минусы

При упоминании славянских тканей чаще всего вспоминают про все виды натуральных тканей: лен и шерсть, иногда про хлопок и шелк. Несинтетические ткани активно применяются до сих пор, их востребованность объясняется уникальными достоинствами:

  • Натуральные ткани экологически чистые, имеют отличные гигиенические свойства: воздухопроницаемы и т.д. Так хлопковая и льняная одежда отлично помогает пережить жаркое лето;
  • Одежду из натуральной ткани приятно носить: она мягкая и удобная;
  • Благодаря некоторым особенностям одежда из природного полотна не облегает тело и не тянется, из нее невозможно сшить полностью обтягивающий наряд, то есть в ней будет удобно и комфортно;
  • Они не вызывают аллергии и подходят даже людям с чувствительной кожей и детям;
  • Материал антистатический: он не ударит током;
  • Натуральная ткань прочная, отлично держит форму, не вытягивается и не деформируется при правильном уходе;
  • Некоторые материалы (например, лен) просты в уходе. Однако все же натуральные материалы более требовательны, чем синтетические.

Но натуральный материал имеет и ряд недостатков:

  • Уход за натуральными тканями сложнее, чем за синтетическими: например, льняные вещи необходимо обязательно гладить, при этом они очень легко мнутся. Некоторые материалы могут дать усадку при стирке;
  • При неправильном уходе одежда быстро потеряет форму. Например, шерсть необходимо стирать вручную в прохладной воде, сушить на горизонтальной поверхности – в противном случае вещь уменьшится на несколько размеров;
  • При длительном ношении цвет может потускнеть или выцвести пятнами. При неправильной стирке шелк может полинять, на нем могут остаться разводы и пятна;
  • Натуральные ткани не тянутся: из них нельзя сшить некоторые модели, в одежде неподходящего размера может быть неудобно;
  • На природных материалах сильнее видны погрешности шитья;
  • Обычно природные ткани менее износостойкие.

Отзывы о тканях

Впрочем, минусы не страшат тех, кому приглянулись натуральные материалы.

«Очень люблю русскую культуру и особенно крестьянскую одежду. Не так давно решила исполнить давнюю мечту и сшить у мастера полноценный наряд: с нижней рубашкой, сарафаном и т.д. Пришлось немного помучиться с поиском натурального льна, но оно того стоило: несмотря на многослойность, в полном наряде летом не жарко и не душно, ходить легко, ткань приятная и мягкая. Минус: мнется очень сильно, села на траву и можно идти гладить еще раз». Ольга.

«Люблю натуральные ткани, жарким летом одежда из льна или хлопка – спасение. Тело в них дышит, не жарко, фасоны обычно не облегающие, а более свободные. К сожалению, ухаживать за льняными вещами сложнее, чем за обычной синтетикой: стирать лучше в режиме «деликатно», не отжимать, избегать прямого солнца и очень много гладить, так как мнется лен невероятно сильно.

В итоге пришлось отказаться от почти всей льняной одежды (времени нет столько гладить). Однако год назад мне удалось купить большой кусок необработанного полотна, из которого вышли прекрасные скатерть и салфетки на дачу. Смотрятся стильно, стираются легко, гладить нужно мало». Инга.

Славянские ткани тесно связаны с народным костюмом: это традиционный материал, из которого в основном шили одежду крестьяне. Использовали натуральные ткани, обычно лен (крашенный и некрашеный), саму одежду дополнительно украшали вышивкой и узорами. Сегодня из подобных тканей шьют современную и стилизованную одежду.

Славянский народный костюм не только наше национальное достояние, но еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, и является ярким воплощением народного творчества.

Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат найденные остатки одежды и украшений. Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление дают несколько изобразительных источников.

Мы рассмотрим основные детали одежды древних славян, и ряд украшающих эту одежду защитных орнаментов. Конечно, многое из нижесказанного спорно, и требует куда более подробного изучения, но …

Итак, «По одежке встречают…».

Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит, в какой местности проживает, какое положение в обществе имеет, чем занимается, какой у него возраст и даже в какой стране он живет. А глядя на женщину, можно было понять, замужем она или нет.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Сегодня и в нашем обиходе сохранились «говорящие» детали одежды и даже целые виды костюма, которые может носить только член определённой половозрастной или общественной группы.

Теперь, когда мы произносим «одёжа», — это звучит как просторечие, почти как жаргон. Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин, «одежда».

Из чего же состоял гардероб древних русичей?

Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Она различалась и качеством материала и цветовой гаммой.

Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей тонкой выработки, как местных, так и привозных. Конечно, качество одежды зависело от благосостояния ее владельца – дорогие привозные шелковые ткани могли позволить себе далеко не все. Зато шерсть и лен были доступны для всех слоев населения.

Красилась ткань натуральными красителями – листьями, корнями, цветами растений. Так кора дуба давала коричневый цвет, корни марены – красный, крапива при горячем крашении – серый, а при холодном – зеленый, луковая шелуха – желтую.

Со времён Древней Руси “красный” – красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В руском фольклоре мы встречаем выражения: «весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки)». Красный цвет был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

Зелёный – Растительность, Жизнь.

Синий – Небо, Воды.

Издавна было известно золотое шитье. Древние киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая старая из известных – руская золотая вышивка была найдена археологами в кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком.

Интересный факт:

У славян широко известно поверье, что первая одежда человека воздействует на его последующую жизнь. Поэтому новорожденного нередко принимали в рубашку, сшитую самой старой женщиной в семье, чтобы он унаследовал ее судьбу и жил долго; в старую нестиранную рубашку отца, “чтобы он его любил”, а для пеленок использовали части одежды взрослых, чтобы ребенок непременно унаследовал их положительные качества

Древним названием одежды было у славян “портище” – отрез (кусок ткани); отсюда и слово “портной” – человек, шьющий одежду. Название это продержалось на Руси до пятнадцатого века

Рубаха – древнейший, самой любимый и распространённый у древних славян вид нательной одежды. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» – «кусок, отрез, обрывок ткани» – и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать».

Другим названием рубахи в руском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни.

Длинные рубахи носили знатные и пожилые люди, более короткие – другие сословия, так как в отличие от размеренной и неторопливой жизни князей и бояр будни трудового народа были наполнены тяжелой работой и одежда не должна была сковывать движений. Женские рубахи доходили до пят.

Мужчины носили рубаху на выпуск и обязательно с поясом. Отсюда и выражение «распоясался» – если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался. Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Не смотря на условность узора орнамента, многие его элементы имели символический характер, они как бы охраняли человека от другого сглаза и напастей.

Украшения были “навесными”- съемными: богато расшитыми золотом, драгоценными камнями и жемчугами. Обычно на рубахах вышивали орнаменты обережных мотивов: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки (ударение на “и”) – антропоморфные персонажи, изображения Богов… Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой рубахи на новую.

Ворот славянских рубах не имел отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Сарафан у славян шился на узких бретелях и напоминал полукруг, за счет большого количества клиньев, сильно расширяющих подол.

Сарафанов нонь не носим

Нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца,

Три катушки ниточек…

Славяне-северяне предпочитали традиционно красный цвет. Центральная часть Руси в основном носили одноцветную синюю, бумажную, покупную материю для своих сарафанов или пестрядь (ткань, похожую на рогожку). Нижняя часть переднего шва и подол украшались нашивками из шелковых лент и полос узорной ткани.

Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 1376 году в Никоновской летописи. Это слово изначально обозначало предмет мужского костюма. Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях:

Он не в шубе, не в кафтане,

В длинном белом сарафане…

До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

В прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Она так же, как и сарафан, расширялась книзу и была расшита оберегами по низу и пройме. Душегрея надевалась на рубаху с юбкой или поверх сарафана.. Материал для душегреи брали более плотный, а на праздничную шили бархат, парчу и все это расшивалось бисером, стеклярусом, тесьмой, блестками, лентой.

Рукава рубах могли достигать такой длины, что собирались красивыми складками по руке и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной…

В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке: помахивание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Вот уж действительно, сказка – ложь, да в ней намёк. В данном случае – намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства.

Пояс в славянских нарядах присутствовал как у женщин, так и у мужчин.

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью поверх сарафана.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей».

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.

Штаны славяне носили не слишком широкие: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи – длинные, широкие полосы ткани (холщовой или шерстяной), которыми обматывалась нога ниже колена.

Другое название одежды для ног – «портки», а также «ноговицы».

Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни – шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком – чашником (отсюда и выражение ” держать что-то в загашнике”). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами или обертывались онучами (куски полотна), и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки – оборы, ими и обвивались онучи.

Лапти во все времена нашими предками носились сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Были они толстые и тонкие, темные и светлые, простые и сплетенные узорами, были и нарядные – из подкрашенного разноцветного лыка.

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.

«Как лапоть сплесть», – говорили наши предки о чём-либо совсем уж простом и незамысловатом.

Лапти имели очень малый срок службы. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеры лапти сплести» — гласила пословица.

Кожаная обувь была преимущественно городской роскошью. Одним из основных видов обуви славян VI—IX вв. были, несомненно, башмаки. В общеславянский период они назывались черевиками.

Чаще всего обувь надевали всё-таки на онучи, которые мужчины поверх штанов, а женщины – прямо на голую ногу.

Мужской головной убор славяне, вероятней всего, называли шапкой. Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства. Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты, и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, стало ясно, что «шапкой» называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор. А вот княжескую шапку именовали иногда «клобуком».

Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя — полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха. В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей. Недаром в руском языке бытует выражение «шапка Мономаха».

Сохранились также фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет XII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках. Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе.

К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков.

Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком — например, с собственными родителями.

Женский головной убор оберегает женщину от злых сил – верили славяне.

Считалось, что в волосах заключена магическая жизненная сила; распущенные девичьи косы способны приворожить будущего мужа, тогда как женщина с непокрытой головой может навести беду, порчу на людей, скот, урожай. Во время грозы её может убить громом, так как она по поверьям, становится лёгкой добычей и вместилищем нечистой силы, на которую нацелены громовые стрелы. Выражение «опростоволосилась» значило опозорила свой род.

До замужества головной убор (по крайней мере летом) не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. В то же время девичьи волосы носились наружу, напоказ, – это не только не возбранялось, – но даже приветствовалось окружающими. Добрая коса была едва ли не главным украшением девицы на Украине, в Белоруссии, в России

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесёмки, либо из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже — из бронзы, на концах устраивали крючки либо ушки для шнурка, который завязывался на затылке.

Взрослея, вместе с понёвой они получали «красу» — девичий венец. Ещё его называли «увяслом» — «повязкой», от «вясти» — «вязать». Эту повязку расшивали как можно нарядней, иногда, при достатке, даже золотом.

Мастера-кузнецы украшали венчики орнаментом и придавали им разную форму, в том числе с расширением на лбу, как у византийских диадем. Археологические находки также подтвердили глубокую древность славянских девичьих венчиков. Венок на девичьей голове – это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг – это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье – вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Если девушка до свадьбы потеряла невинность, то она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.

Венок из искусственных цветов, ниток нередко одевали на шляпу и жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить – сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца, тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.

Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу. Жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, её мужем и господином. Действительно, одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней – «повой» и «убрус» – означают, в частности, «покрывало», «полотенце», «платок». «Повой» значит ещё «то, что обвивает».

Другая разновидность головного убора замужней — кика. Отличительной приметой кики были… рога, торчавшие вверх надо лбом. Рога – это защита матери и ее будущего ребёнка от злых сил. Они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.

В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову тёплым платком.

Верхняя одежда славян – это свита, от слова «свивать – «одевать», «кутать», а также кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывались колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные – сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах. Руские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке.

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Все, что сейчас есть у нас – было получено от наших предков, они это зародили, а мы это усовершенствовали. Мы ни когда не должны забывать свою историю. Все рассуждения о национальной идее бессмысленны, если они не основаны на понимании фундамента данной общности.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Вложение Размер
test_zhizn_drevnih_slavyan.docx 14.03 КБ

Предварительный просмотр:

на основе «ТК № 2», созданной и опубликованной в брошюре (март 2013г.) группой учителей (Е.В. Канашкина, В.Ю. Оноприенко, Л.А. Тарасова, И.А. Пудова) на курсах «ТРИИК» в НМЦ Красносельского района г. С-Петербурга ( октябрь 2012 – март 2013 г.) под руководством преподавателя, кандидата педагогических наук Л.Г. Панфиловой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс «Жизнь древних славян»

Цели: воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;развивать устную речь, воображе.

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир.

Урок по курсу «Окружающий мир» ( автор Плешаков) по теме » Жизнь древних славян»

Урок с использованием ИКТ.

урок\ «Жизнь древних славян» 4 класс УМК «Школа России»

Урок с использованием деятельностного подхода по теме «Жизнь древних славян» УМК «Школа России» 4 класс.

Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема «»Жизнь древних славян. Восточные славяне.»»

quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне.».

Открытый урок по теме «Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси», Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме «Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси», Окружающий мир, 4 класс.

Конспект урока окружающего мира «Жизнь древних славян и древних башкир» в 4 классе УМК «Школа России»

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян.

У восточных славян не было слова «одежда», всю одежду называли общим словом «порт», это же слово значило «отрез ткани, полотнище». Отсюда, видимо, и пошло название портной, то есть человек, шьющий одежду. Портные шили порты – всю одежду, но это было в городе. На селе в каждом доме порты шили своими силами. В дальнейшем слово преобразовалось в портки, получив значение одежды для нижней части туловища, а одежда в целом называлась одежа или более торжественно для современного человека – одеяние. Для некоторых видов одежды, например обрядовой, ткань ткалась специально, с определенным составом ниток, с узором и вышивкой. На повседневную одежду изготовлялись полотнища по техникам, предполагающим максимально быстрый результат. Если дом был богатый, а семья большая, то ткань могла делаться впрок, готовые полотнища укладывались в сундуки про запас.

При выборе ткани следует помнить, что славяне изготавливали ее вручную, на ткацких станках. В разных источниках упоминается около 10 видов ткани, отличающихся по составу, выделке и происхождению. Отсюда идет ограниченность выбора ткани не только по составу и цвету (ведь в работу шли только натуральные материалы), но и по ширине, которая зависела от ширины ткацкого станка. Ширина полотнища могла быть от 40 до 60 см. Современные ткани делаются шириной от 80 см до 2,2 м, поэтому перед раскроем ткань необходимо порезать на полосы соответствующей ширины. Это увеличивает объем работы и ее сложность, но в то же время повышает точность соответствия костюма историческому прототипу. Предполагается, что в IХ – ХI веках ткани изготавливались преимущественно на вертикальных станках. Такие полотнища отличаются краем, вытканным на дощечках. Здесь с шириной могут быть варианты. На подобных станках ткались лен и грубая шерсть, а более тонкие ткани – шерстяное сукно, аксамит (ткани с серебряными или золотыми узорами), бархат с набивным или вышитым рисунком, шелк, тонкотканые и узорчатые ленты – завозились преимущественно из Византии, Трапезунда, крымского Херсонеса и Азии. Привозные ткани на Руси назывались наволок.

Упоминания конопли вместе со льном встречается в ХI веке. Наравне с крашеными тканями использовалась пестрядь – ткань, сотканная из ниток разного цвета.

Выбор ткани

Итак, какую же ткань использовать для изготовления костюма? Рассмотрим материалы, из которых шили себе одежду жители Древней Руси.

Основными занятиями наших предков являлись скотоводство и земледелие. Как нетрудно догадаться, среди материалов наиболее распространены были шерсть, лен, конопля, другие растения. При археологических раскопках чаще всего встречается шерсть, ее волокна гораздо лучше хранятся, чем, например, льна. Ткани из этих материалов шли на одежду всех слоев населения, «благородность» ткани заключалась в ее выделке и окраске. Шелк использовался разными сословиями, разница была в качестве и количестве ткани. У крестьян шелк шел полосами на украшение одежды и головных уборов, у более богатых славян из него могли выполняться отдельные элементы одежды. Привозные ткани в достаточных количествах использовали славяне с хорошим достатком.

Следует учитывать также специфику региона, в котором жили славяне, погодно-климатические условия и пр. Для украшения и утепления использовали мех: овчину, куницу, белку, горностая, соболя, лисицу, выдру, бобра.

Лен. Процесс изготовления ниток из растения опустим, ведь в первую очередь для этого необходима земля и много труда, чтобы вырастить лен. Перейду сразу к ткани.

Льняная ткань могла быть самой разной выделки, от достаточно грубой домоткани до тончайших полотен. Различают небеленое, белое, цветное полотно. Встречался лен в клетку и полосатый, что достигалось за счет использования ниток разного цвета на утке и доле, получалась так называемая «пестрядь». Самая грубая льняная ткань – домоткань, или сермяга. Она шла на одежду для крестьян и низшего уровня слуг и батраков, на нижние и домашние одежды более знатных славян. Далее, в зависимости от степени выделки, была льняная ткань разной толщины, плотности переплетения. Самое тонкое полотно использовалось для обрядовых одеяний, а также парадной одежды знатных господ.

Шерсть. Из шерсти шилось много самой различной одежды, ведь этот материал получали круглый год. Шерсть хорошо согревала наших предков, что немаловажно в непростом климате. Шерстяная ткань плотнее и тяжелее льна, но она и более ноская, теплая. При окрашивании шерсть вбирает в себя все пигментные частицы красителя, цвета получаются более густые, чем при окрашивании льна.

Шерсть ткалась так же, как и любая другая ткань, на станке. Есть примеры изделий из войлока – свалянной шерсти. Такой плотный теплый материал получали в результате «перепутывания» волокон вычесанной шерсти между собой.

Для вязания использовали шерстяные нитки отдельными кусками длиной около метра и деревянную или металлическую иглу. В процессе концы ниток разделяли на отдельные пряди и сваливали руками между собой – получалось крепкое валяное скрепление. Игла была небольшая, не более 5–6 см, с широким ушком и обязательно гладкая, чтобы не портить нитки.

Рис. 3.2. Женские шерстяные носки. Реконструкция

Рис. 3.3. Разнообразие вязаных изделий: варежки, носки, шапки. Реконструкция

Вязаные изделия известны давно, и неудивительно, что к рассматриваемому периоду времени вязальщицы изобрели достаточно хитростей своего ремесла. Вязались носки, детские тапочки, шапки, рукавицы и даже рубахи. Носки имели привычный нам вид, с хорошо вывязанной пяткой, у рукавиц были отдельные вывязанные большие пальцы, а шапки весьма походили на современные (рис. 3.2, 3.3).

Другие ткани завозились купцами из различных мест, поэтому для их имитации вполне могут использоваться магазинные покупные ткани, подходящие по цвету и переплетению.

Очень важен цвет

Чисто белая одежда использовалась только при переходах из одного «мира» в другой: при рождении, на свадьбу и после смерти. Даже вышивка на такой одежде выполнялась белеными нитками. В обычной жизни, в том числе на праздники, люди носили цветную одежду. Ткани красили распространенными местными растениями, ведь сырья для покраски требуется много, и назывались крашениной. Цвета получались достаточно приглушенными. Чем ярче окраска ткани – тем она была дороже.

Обычно крашение происходило так: природные ингредиенты-красители загружали в чан, заваривали на огне, потом в тот же чан, но уже с процеженным отваром, погружали подготовленную ткань и кипятили ее требуемое время. В качестве красителей могли использовать привозные материалы, например индиго, куркуму, и местные растения-красители: марену, крушину, кору дуба, крапиву, хвою и т. д.

В наше время допустимо применять и другие красители, также природного происхождения, неизвестные древнерусским предкам. Если в планах нет изготовления костюма с максимальной детализацией известных фактов, то достаточно будет ткани, покрашенной любым природным красителем с учетом цвета. Основными цветами были: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, фиолетовый и их оттенки, редко – черный. На оттенок влияет состав ткани, количество красящего сырья, время и температура выдержки (причем не всегда яркость окраски зависит от большой продолжительности нахождения ткани в горячем растворе). Также для получения оттенков используются различные квасцы.

Черный цвет можно получить отваром корки граната или дуба с железным купоросом. Также иногда сочетают дуб с калием железосинеродистым, но есть вероятность, что ткань станет не черной, а зеленой, это связано с сильной активностью дуба как красителя.

Отбеливали ткань с помощью корня мыльнянки.

Коричневый и желтый цвета получали с использованием крушины и куркумы, в зависимости от квасцов и времени выдержки добивались различных оттенков, от золотистого до темно-коричневого.

Результатом применения марены будут оттенки красного цвета, от розового до красно-бордового; кармина – сиреневого и розового.

Синий цвет может являться результатом окрашивания индиго, дубом с железным купоросом, мареной.

Фиолетовый цвет получается после использования кармина, а зеленый – хвои, крапивы, крушины.

Соответственно, сочетая красители, квасцы и поэтапную окраску, получают различные оттенки. Квасцы можно поискать в магазинах, реализующих химические реактивы. Для окраски шерсти не следует использовать красители явно восточного происхождения (индиго, куркуму). Эти ткани не импортировали, чаще всего привозили шелк. Можно, впрочем, купить сразу покрашенную ткань натуральных и не слишком ярких цветов.

Женский костюм

Женский костюм был многослойным. Это объяснялось не только климатическими условиями, но и различными магическими смыслами. Переход в 12 лет в совершеннолетие означал не только новый статус девицы, но и новую форму одежды. Обряд посвящения у девочек назывался «впрыгиванием в поневу» – так девочка становилась взрослой девушкой. Красивая женщина должна быть здоровой, с крепким телом, хорошими формами. Считалось, что худощавая женщина не сможет родить много детей (детская смертность была огромна) и хорошо вести хозяйство (рис. 3.4).

Нижней одеждой славянской женщины была рубаха. По покрою она не отличалась от мужской и состояла из сложенного пополам куска ткани с отверстием для головы, клинообразными вставками для расширения книзу, ластовицами и широкими рукавами. Разве что длина ее была до пола, отсюда и пошло название края юбки – подол. Предусматривались длинные рукава, со сборкой шнурком или браслетом около кисти. Праздничные рубахи имели более длинные рукава, иногда до пола, являясь, таким образом, еще и обрядовой одеждой. Известны изображения на браслетах обрядового танца дев-птиц, рубахи у которых были с очень длинными рукавами-крыльями. Ворот – гладкий с пуговкой или собранный у горла на шнурок. Рубашки со сборкой носили, например, кормящие матери. Ворот являлся очень важной частью одежды, ведь в момент смерти душа вылетала через ворот из горла. Разрез на рубахе мог скрепляться фибулой – подковообразной застежкой с иглой. Рубашка подпоясывалась тонким поясом или шнурком с кистями и поддергивалась вверх, образуя складку поверх тканого или вязаного пояска. При этом подол поднимался примерно до щиколотки. Края ворота, подола и рукавов украшались вышивкой, тесьмой или аппликацией. Большое значение имели орнаменты, которыми украшалась рубашка, ведь она ближе всего к телу, а значит, защищает не только тело, но и душу славянина. Богатые женщины носили две рубахи, при этом верхняя была нарядной, из более дорогой ткани.

Сверху на рубаху надевали поневу, которая состояла из трех полотнищ, прикрепленных к шнурку – гашнику. От этого пояса-шнурка и пошло выражение «спрятать в загашник», то есть за ремешок, что считалось самым надежным местом, так как понева была символом женской силы, а область талии и живота защищалась не хуже горла. Часто поневу шили из пестряди в клетку, она была короче рубахи – поэтому был виден орнамент на подоле рубахи. Во время работы края поневы поднимали вверх и закладывали за гашник, такой способ ношения назывался «кульком». Иногда поневы носили кульком и на праздниках – чтобы продемонстрировать богато украшенный край рубахи.

Интересен обряд посвящения у славянских девочек, или «впрыгивание в поневу». В доме собирались все представительницы рода, девица в одной рубашке ходила по лавке. Перед ней с поневой в руках ходила мать, уговаривая дочку впрыгнуть в поневу и тем самым принять обязанности женщины. Для порядка девочка немного капризничала, но затем действительно прыгала с лавки внутрь гашника. Так девушка становилась девицей на выданье и показывала, что к ней можно засылать сватов.

Рис. 3.4. Простой женский костюм. Использование простых тканей и небольшого количества аксессуаров. Реконструкция

Сверху поневы девушки носили запону, которая представляла собой сложенное пополам полотно с отверстием для головы. Запона подпоясывалась цветным поясом и скалывалась внизу. По длине была короче рубахи и поневы. У наших предков-славян было принято показывать многослойность одежды, ведь чем больше одежды на женщине, тем более удачлив и состоятелен ее муж или отец. То же правило касалось и украшений.

По праздникам женщины одевали на все эти одежды еще и навершник. Он представлял собой подобие туники, был широким, с широкими короткими рукавами. Навершник не подпоясывался и придавал женской фигуре статичность.

Роль верхней одежды играли плащи-вотолы – отрезы ткани, которые набрасывались на плечи и скреплялись у горла фибулой или шнурками. Они были длиной до колен или щиколоток, вероятно, встречались примеры с капюшонами.

Не менее важным считалось и наличие головного убора. Незамужние девушки носили распущенные волосы или, чаще, косу, заплетенную от затылка.

Иногда одевался жесткий венец из бересты, кожи или даже дерева, спереди могли быть зубцы. Венец с приподнятой передней частью назывался очельем. К венцу или очелью крепились височные кольца и прочие украшения.

Замужние женщины ходили всегда с покрытой головой, сорвать головной убор с женщины на людях считалось сильнейшим оскорблением. От этой традиции пошло слово «опростоволоситься», то есть опозориться на людях. Нижней частью женского головного убора был повойник – плотный чепец-шапочка, состоящий из донышка и околыша. Околыш стягивался на затылке, тем самым обеспечивая плотное прилегание к голове. Поверх повойника надевали убрус, представляющий собой прямоугольный кусок ткани, который могли складывать уголком или оставлять прямоугольником. Края убруса богато украшались. При треугольном убрусе нижние уголки скалывали под подбородком, таким образом показывая украшение. Если убрус носили без сложения, то одним краем обматывали голову, проводя ткань под подбородком, а свободный, красивый край перекидывали на грудь.

Украшения также играли большую роль. Они не только показывали происхождение женщины и ее статус, но и служили оберегами от злых сил. На головном уборе носили височные кольца (рис. 3.5, 3.6).

Для каждого племени характерна своя форма колец, по украшению головного убора было сразу видно, «чья» женщина.

Рис. 3.5. Височные кольца и бубенчики. Реконструкция

Рис. 3.6. Головной венчик

Носились такие кольца от одного с каждой стороны головы до целого набора. Височные кольца могли крепиться к волосам в косе, на отдельных петельках к очелью или, если кольца шли вертикально одно за другим, на берестяной полоске, которая присоединялась к головному убору. Допускались различные варианты, например, когда верхнее кольцо крепилось к ткани головного убора, а нижние кольца подвешивались на разном уровне на лентах из ткани. Кольца были самыми разными: проволочные, свитые в диск, витые, бусные – когда на кольцо надевали одну или несколько бусин, с различными лопастями, лучами и петлями. Вид височных колец зависит от племени. Они также рассказывают о возрасте хозяйки. Девочки, еще не прошедшие обряд посвящения во взрослую жизнь, могли ходить вообще без височных колец или с самыми простыми и тонкими, которые вплетались в волосы. Девицы на выданье и замужние женщины носили наиболее красивые и богато украшенные кольца, ведь им нужна повышенная защита от злых сил – женщина была надеждой всего рода. Пожилые славянки, вышедшие из детородного возраста, передавали свои красивые кольца дочкам или невесткам, а сами носили простые украшения, зачастую как у девочек.

Обязательными были украшения на шею, они наравне с обережной вышивкой охраняли хозяйку, однако выполняли и статусную функцию. На шее у славянки можно было увидеть стеклянные бусы, привески, гривны и пр. (рис. 3.7).

Между собой они могли сочетаться, например, на гривну нанизывали стеклянные бусы. Для бус выбирали стеклянные и каменные бусины.

Также славянки носили различные перстни – гладкие, витые, проволочные. Были и браслеты-обручья (рис. 3.8).

Рис. 3.7. Ожерелье из стеклянных бус. Реконструкция

Рис. 3.8. Обручье. Реконструкция

Браслеты – одни из самых древних видов украшений, их находили в могилах, датированных VI веком. Браслетами не только украшали себя, но и поддерживали широкие рукава рубах. Как и на другие украшения, на браслеты наносились разнообразные орнаменты, призванные хранить хозяйку от невзгод. На обручьях могли изображаться лики богов или сцены из обрядовой жизни племени. Украшенные такими узорами, браслеты использовали в обрядовых целях. Украшения делали из круглой, витой или плетеной проволоки, из полых трубочек или полос металла, цельнолитые. Вид браслетов также зависел от достатка женщины и зачастую мужчины привозили их из походов или путешествий как подарок.

На поясе замужние женщины носили планки с привесками, которые символизировали различные аспекты благополучия. Например, ложка – урожайность, ключ – благополучие в доме и т. п. Количество и вид привесок на костюме зависит от рассматриваемого региона (рис. 3.9).

Рис. 3.9. Славянские женские поясные обереги. Реконструкция

Мужской костюм

Мужчины издревле были охотниками и воинами, добывали пропитание в дом и защищали свою семью в случае нападения. Поэтому и одежда для мужчин более приспособлена для движения, чем монументальная многослойность женских одеяний (рис. 3.10).

Как и женщины, мужчины носили рубахи, правда, длиной они были короче – примерно до колена. Рубаха также подпоясывалась тонким шнурком или поясом и подтягивалась вверх. В результате образовывалась складка, свисающая чуть ниже линии пояса, куда можно было прятать самые ценные вещи. Рубаха обычно вышивалась красными нитями.

Сверху могла надеваться более плотная верхняя рубаха из шерсти, показывающая хороший достаток хозяина. Она прекрасно защищала мужчину от холода и непогоды.

На ногах славяне носили порты, которые представляли собой два прямых полотнища с вставкой-ластовицей. Ластовица выполнялась в виде ромба и делалась как в портах, так и в рубахах для свободы движения. Пояс портов был неразрезной и держался на шнурке-гашнике. Порты – недлинные, они опускались ниже колен, но не доходили до щиколоток. Низ портов заправлялся в носки или прятался под обмотками.

На голове мужчины Древней Руси носили шапки с оторочкой мехом. При раскопках встречаются также сплетенные из полосок шляпы с достаточно большими полями.

Одной из самых важных частей мужского костюма являлись пояса. Мужчины носили кожаные пояса – признак воина, а так как времена были темные, то и воином мог считаться практически каждый мужчина, способный держать оружие. Пояса делались из плотной кожи и могли кроме пряжки содержать также украшения-накладки и хвостовик – накладку на конец пояса. Хвост с хвостовиком проводили через пряжку, а после завязывали на узел так, чтобы хвостовик оставался на внешней стороне свисающего края пояса. На отдельный пояс крепили оружие, для этого служила петля либо перевязь для деревянных ножен.

Рис. 3.10. Мужской костюм. Реконструкция

Рис. 3.11. Аксессуары на мужском костюме. Реконструкция

Таким образом, у мужчины могло быть несколько кожаных поясов: оружейный, одежный и для крепления повседневных вещей – кошеля, ножа. Особым уважением пользовались воинские пояса из кожи тура. Причем добывать полоску на ремень надлежало, когда зверь уже получил серьезные раны, но еще не умер. Понятно, что таких поясов было мало, ведь тур – дикое и очень опасное животное.

Верхней одеждой были свита, свитка. Она имела прямой крой с клиньями и шилась из более плотных тканей. Как и женщины, мужчины носили плащ-вотолу (рис. 3.11, 3.12).

Мужчины также носили некоторые предметы, которые в наше время рассматриваются как украшения. Например, перстнем князь мог наградить наиболее отличившихся воинов (рис. 3.13).

Рис. 3.12. Пуговицы, тесьма и аксессуары. Костюм викинга

Рис. 3.13. Перстень и мужские обереги. Реконструкция

Детская одежда

До проведения обряда посвящения во взрослую жизнь у славянских детей не было различия по полу. И мальчики, и девочки носили одну и ту же одежду – просторную рубаху, подпоясанную простым шнурком или пояском. Из украшений у детей была только обережная вышивка, она и служила защитой от злых сил. Дети не носили украшений-амулетов, так как, во-первых, все обереги имели четко выраженную половую принадлежность, а во-вторых, считалось, что так у ребенка вырабатывается иммунитет к злым силам. После перехода рубежа совершеннолетия девочки получали бусы, привески, височные кольца, поневу и венчик, которые являлись не только женскими украшениями, но и оберегами, охраняющими женщину от злых сил и содействующими здоровью и плодовитости. Про девушку, только надевшую поневу, говорили «рубаху сняла», подразумевая, видимо, замену детской рубашки на взрослую.

Обряд посвящения для мальчиков проходил вне деревни, в лесу. Выполняя действия, присущие взрослому мужчине, мальчик не только подтверждал навыки самостоятельной жизни, но и учился направлять свою силу во благо деревни и рода. В конце «экзамена» теперь уже юноша надевал порты, короткую рубаху и опоясывался, выходя их детского статуса.

Детские рубахи шились из давно ношеной нательной одежды родителей. Причин этому несколько.

1. Защитная сила родителей. Славяне верили, что вещи, которые длительное время находятся с человеком, впитывают его душевное тепло, несут отпечатки помыслов. Поэтому первой пеленкой для младенца была рубаха матери (для девочек) или отца (для мальчиков). Так родители защищали ребенка своей энергетикой, душевной силой.

2. Качество ткани. Неновая рубашка не была такой жесткой, как свежевытканное полотно. Много раз стираная ткань была мягкой и не раздражала кожу ребенка.

3. Как уже говорилось, изготовление ткани требовало от женщины много времени и сил. Поэтому одежду старались беречь и использовать максимально долгое время. Один из вариантов такого использования – перешив в детские вещи.

На голове дети могли носить обычные полотняные ленты. Иногда девочкам разрешалось вплетать в волосы самые простые проволочные височные кольца.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Традиционная славянская одежда вызывает ощущение гармонии с окружающим миром, спокойствия и благополучия. Она формировалась веками, все неудобное, непрактичное отпадало. Оставалась одежда, в которой человек хорошо себя чувствовал в любое время года, в любых обстоятельствах.

Популярные произведения искусства сформировали представление, что славянская одежда – это обязательный сарафан и свободная рубаха. Однако, традиционные наряды более разнообразны. Свои наряды были у людей разных возрастов и достатка, существовали точные представления о том, что надеть в праздник, а что на работу. Дети одевались похоже на взрослых, но были и принципиальные отличия.

Из чего шили славянскую одежду

Как и все в быту наших предков, одежда наделялась смыслом, предназначалась для защиты от зла. Поэтому свойства того, что непосредственно прикасается к телу, имело особое значение. Ткань, из которой шили одежду, делали из льна и шерсти. Хлопок использовался значительно меньше, чем сейчас. Особым почётом пользовалось полотно из крапивы. Жгучую траву полагалось собирать голыми руками, не обращая внимания на ожоги. Обрабатывали ее так же как лен. Дошли до нас и сведения о том, что волокнистый материал извлекали из сосновых иголок. Из полученной пряжи вязали тёплые, врачующие ревматизм вещи.

Из чего состояла многослойная славянская одежда: женский наряд

Главной одеждой нашим предкам служила рубаха длиной ниже колена с длинными рукавами. В зависимости от местности и предназначения рубахи были узкими и широкими, с разрезами и без, с богатой вышивкой по подолу и низу рукавов или простые. Носили их и женщины, и мужчины.

Самой распространённой славянской одеждой для женщин до XVII века была понёва, а не сарафан. Понёва представляла собой несколько сшитых полотнищ, обернутых вокруг талии и закреплённых поясом с узорами-оберегами. Рубаха заправлялась под понёву, а сверху повязывался расшитый передник, охраняющий свою хозяйку от дурных сил. Поверх всего этого надевалась безрукавка «навершник» длиной до колена.

Многослойная одежда не только сохраняла тепло, но и помогала сделать фигуру статной, показывала красоту и здоровье женщины.

Сотканные обереги славян

Какой была славянская одежда: мужской наряд

Мужские рубахи, как и женские, долгое время были длиной ниже колена. Под ними мужчины всех возрастов носили портки. Эти штаны крепились на бедрах при помощи шнурка, вставленного в отвернутую и пришитую верхнюю кромку.

Верхняя славянская одежда для мужчин называлась свитка. Она надевалась через голову, имела длину непременно ниже колена и узкие рукава. Пояс был обязательно широким. Как и женская, мужская одежда украшалась вышивкой, узорами, хранящими своего владельца, дарующими силу и удачу.

Зимняя славянская одежда

Суровый климат вынуждал славян иметь тёплую одежду на разные сезоны. Меховые тулупы и шубы были доступны не всем. Крестьяне согревались зимой, надев длинный армяк, сшитый из шерстяной ткани. Неотъемлемой его частью были капюшон и пояс, не дающий расходиться полам без пуговиц.

Зипун из грубого сукна, часто с оторочкой мехом был наряднее и дороже, в праздничном варианте украшался вышивкой и шнурами.

Главная славянская одежда для путника в дальней дорогеепанча – представляла из себя плащ с капюшоном и специальной пропиткой от дождя и пронизывающего ветра.

Знатные и богатые люди могли себе позволить однорядки, охабень, ферязь.

Повседневная славянская одежда, сшитая из небеленого льна, была серого цвета. На праздники использовали яркие ткани, цвет которым придавали природными красителями. Одежда щедро украшалась вышивкой, шнурами, бусинами. Дорогие наряды передавали по наследству.

Источники:

www.tkanix.info/tkani-i-polotna/tipi-tkaney-i-poloten/opisanie-vseh-raznovidnostey-slavyanskih-tkaney//p>

drevoroda.ru/interesting/articles/655/1770.html/p>

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/istoriya/2013/06/18/test-zhizn-drevnikh-slavyan/p>

iknigi.net/avtor-yuriy-belov/60471-istoricheskaya-rekonstrukciya-vostochnyh-slavyan-yuriy-belov/read/page-4.html/p>

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/slavyanskaya-odezda//p>

Читайте также: