Основы конструирования одежды

Конструирование одежды – это процесс проектирования чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учетом прибавок на свободу облегания и движение.

Существуют два основных направления в конструировании:

  • для промышленного производства с использованием стандартных размерных признаков
  • и для индивидуального пошива на основе мерок, снятых с конкретной фигуры.

Понятие конструкции одежды

Процесс конструирования заключается в создании базовой конструкции на основе индивидуальных или стандартных измерений. Цель конструирования – проектирование чертежа, который максимально точно описывает форму тела, воплощает силуэт, конструктивные и модельные линии изделия. Качество готового изделия зависит от точности взятых измерений фигуры, от выбранной методики конструирования и правильности расчетов.

Корректная конструкция швейной и трикотажной одежды должна соответствовать определенным критериям.

  • Учитывать технические свойства материала, от гигроскопичности до пластичности.
  • Иметь правильный баланс и посадку на фигуре.
  • Обеспечивать комфорт изделия в носке.
  • Отражать идею дизайнера в пропорциях и линиях.
  • Быть технологичной в производстве.
  • Для реализации качественного изделия необходимы базовые навыки конструирования, знания технологии и материаловедения.

    Этапы конструирования и моделирования одежды

  • Анализ технического рисунка, созданного дизайнером.
  • Анализ тканей и материалов, из которых будет изготовлено изделие.
  • Изучение технологических приемов и узлов, применяемых для отшива конкретного изделия.
  • Выбор методики конструирования.
  • Снятие мерок с фигуры или выбор стандартных измерений.
  • Построение сетки чертежа и базовой конструкции.
  • Моделирование основы.
  • Моделирование – это один из этапов проектирования деталей, который выражается в нанесении дополнительных, модельных линий на основу чертежа. На одной базе с помощью моделирования можно создать множество вариаций изделий.

    В зависимости от способа изготовления и поставленных задач, следующие этапы заключаются в изготовлении лекал, проверки конструкции на макете.

    Если модель одежды готовится для массового производства, то доработанные лекала градируются по размерам и ростам. Крайние из них проверяют еще раз, с отшивом и примеркой изделия.

    Методы конструирования одежды

    В современной отечественной и мировой школе кроя применяют две принципиальные системы проектирования одежды:

  • муляжная;
  • расчетно-графическая.
  • Муляжные методы используют для создания изделий высшего качества, в индивидуальном производстве, для оценки внешних свойств материалов, например, эластичности, драпируемости, растяжимости. Расчетные методы лежат в основе всех методик для массового производства, в том числе современных методик САПР.

    Все существующие системы конструирования основаны на создании плоского чертежа, максимально точно описывающего трехмерную фигуру человека или объекта. Точность реализации проверяется при создании промежуточных макетов или примерке изделия. Результатом разработки конструкции и лекал являются детали кроя, которые собираются в готовое изделие.

    История возникновения методов конструирования

    Первыми методами создания одежды были муляжные способы кроя. Принцип муляжа – это накалывание материала на фигуру для создания объема, драпировок, целого изделия или деталей. После фиксации ткани контуры переносят на бумагу для корректировки или работают непосредственно с тканью. Он также известен как макетный, муляжный или метод наколки. Такой способ применяется и сегодня для некоторых типов изделий:

  • для копирования исторического костюма;
  • в корсетных изделиях;
  • при индивидуальном пошиве;
  • в изделия уровня haute couture со сложными драпировками;
  • при использовании новых материалов.
  • Позже, в начале 19 века возникли расчетно-графические методы построения конструкций одежды. Впервые их создали портные-практики, которые перенесли опыт ручного кроя в простейшие формулы. Каждая страна в то время уже имела своих умельцев и свои системы кроя. В Европе известность получили:

  • британская система «дриттель»;
  • французская система;
  • немецкая методика Muller&Sohn.
  • С началом 20 века в период индустриализации методы для индивидуального пошива постепенно были переработаны для использования на швейных фабриках. В СССР и странах СЭВ была разработана единая методика ЕМКО СЭВ, которой следуют в России и сегодня.

    Современные методики конструирования одежды

    На территории СНГ применяются несколько расчетно-графических методик:

  • ЕМКО СЭВ для массового производства;
  • ЕМКО ЦОТШЛ;
  • ЕМКО для индивидуального пошива;
  • ВДМТИ для трикотажных изделий;
  • Немецкая Muller&Sohn.
  • Каждая страна имеет свои школы кроя и портновского искусства, которые работают с признанными местными методиками. Каждая из них имеет свои особенности.

    Следующий этап в развитии методов проектирования чертежей одежды – усовершенствование САПР, систем автоматизированного производства одежды. САПР используют в своей основе различные расчетные методики. Выбор конкретной системы проектирования зависит от типа производства и предпочтений конструктора. Преимущества САПР в современном производстве одежды заключаются в быстром использовании стандартных операций конструирования: изменение баз, моделирование, градация лекал.

    Существуют и активно применяются трехмерные проекции и развертки одежды. Современные методы 3D-конструирования и моделирования используются с помощью компьютерных программ в промышленном дизайне любых объемных объектов, а не только одежды и аксессуаров.

    Красивая одежда – это результат многих дней и месяцев работы, когда большое количество специалистов в области модной индустрии трудятся над созданием актуального образа и воплощают его в жизнь. Качество изделия зависит от тщательного выполнения всех норм и соблюдения технологии на всех этапах: начиная от создания эскиза платья или костюма, заканчивая их отделкой.

    Пошив одежды

    Вся швейная фабрика делится на несколько отдельных производств, которые работают согласованно для достижения конечного результата:

  • Экспериментальный цех.
  • Цех по подготовке и раскрою.
  • Швейные цеха.
  • Таким образом, на всем пути изготовления одежды осуществляются такие операции: разработка эскиза, конструирование, моделирование, пошив экспериментального образца. Затем происходит запуск модели в производство, где происходит раскрой, пошив и влажно-тепловая обработка изделия.

    Основные этапы

    Технология производства одежды состоит из нескольких самостоятельных этапов, которые являются относительно обособленными:

    1. Исполнение образца и его испытание.
    2. Конструирование лекала.
    3. Создание технологической карты пошива.
    4. Подготовительная стадия и раскрой деталей из материалов.
    5. Пошив, обработка и окончательная отделка.

    Для достижения высоких результатов работы на каждой стадии осуществляется контроль качества изделия.

    Создание эскиза и подготовка образца

    На первом этапе художник-модельер делает эскиз будущего платья. Для создания новой модели используются идеи, которые воплощены в модных коллекциях известных дизайнеров; именно они определяют актуальные тренды, что позволяет создавать современную одежду, пользующуюся спросом. Затем конструктор-модельер разрабатывает выкройку с использованием компьютерных технологий. Для опытного образца подбирается соответствующая ткань и создается первая модель. Когда изделие прошло все испытания, была произведена его корректировка, на его основании делаются лекала разных размеров для всей партии данной модели.

    Для того чтобы запустить изделие в производство, разрабатывается карта с подробным описанием технологии изготовления: последовательность отдельных операций по раскрою, шитью и обработке. Отдельно утверждаются нормы расхода материала на каждое изделие. Швейное производство «Фабрика пошива» предлагает купить трикотаж: футболки, толстовки и другие вещи, изготовленные с учетом всех современных технологических требований, что обеспечивает их высокое качество.

    Подготовка и раскрой

    Подготовительно-раскройный этап – важная стадия производства. Со склада поступают ткани в цех, где они проверяются на наличие брака, а затем производится настил ткани на раскройные столы, раскладка лекал, обмеловка трафаретов и раскрой. Перед раскроем ткани из рулона обязательно проверяются на соответствие заявленным в документах ширине и качеству. Весь материал для одной модели должен быть одного артикула, чтобы в готовом изделии не было несоответствия оттенков. Нормирование материалов происходит при помощи современных компьютерных программ.

    Швейные работы и отделка одежды

    Раскрой и пошив одежды

    Подготовленные детали кроя затем передаются в цех, где наступает следующий этап изготовления: пошив и обработка. Это наиболее сложный процесс производства, который, в свою очередь, разделен на несколько стадий, включая стачивание деталей и поэтапную влажно-тепловую обработку, а также пришивание фурнитуры.

    Вышивка на одежде – один из самых интересных этапов производства одежды, от этого зависит ее внешний вид, соответствие модным тенденциям. Специалисты предприятия «Фабрика пошива» выполняют на изделиях вышивку с использованием современных технологий. Вначале художником разрабатывается эскиз, затем подбираются необходимые материалы: различные виды нитей, пайетки, бисер, стразы. Швейный цех оборудован специальными вышивальными машинами, также очень актуально украшение и отделка вещей вручную.

    Заключительная стадия пошива одежды – это проверка качества, после которого готовую одежду отправляют на склад фабрики, а затем она поступают для продажи оптовым покупателям.

    Наимова, Д. Н. Этапы технологического процесса изготовления швейных изделий / Д. Н. Наимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28985/ (дата обращения: 23.10.2022).

    Технологический процесс массового изготовления швейных изделий состоит из последовательно осуществляемых стадий обработки: подготовки тканей к раскрою, раскроя, обработки отдельных деталей и сборочных единиц, их соединения и отделки.

    Подготовка тканей к раскрою осуществляется в подготовительных производствах швейных предприятий. Основное содержание этой технологической стадии составляют процессы измерения тканей и выявления их дефектов.

    Основная цель технической подготовки производства направлена на решение главной экономической задачи предприятия — рациональное использование материалов.

    Подготовка производства заключается в разработке и подготовке технической документации, которая осуществляется в экспериментальных производствах швейных предприятий. Процесс изготовления одежды состоит из трёх основных стадий:

    1) моделирование и конструирование;

    2) подготовка тканей к раскрою и раскрой;

    3) шитье и отделка изделий.

    Разработкой моделей и конструированием для массового производства одежды занимаются Дома моделей, а также экспериментальные цехи швейных фабрик.

    Моделирование одежды в условиях массового и индивидуального производства является творческим процессом создания различных видов и форм одежды в соответствии с её назначением.

    Моделирование начинают с разработки эскизного рисунка модели. При этом решаются задачи общей композиции основных и декоративных элементов, цветовых сочетаний, использования свойств тканей и др. В некоторых случаях творческий замысел художника-модельера выражается в виде наколок ткани на манекене.

    Эскизы моделей в рисунке или в виде наколки на манекене проверяет художественный руководитель или специальная комиссия, после чего производится раскрой и изготовление первичных моделей.

    Разработанные модели рассматриваются и утверждаются художественными советами, в состав которых входят художники-модельеры, конструкторы одежды, представители промышленности, торговли, общественности. Художественный совет рассматривает модели и определяет область их использования, уточняя, для какого возраста могут изготовляться изделия данной модели, в каких размерах, ростах и полнотах. Модели, утвержденные художественным советом, отбираются швейными предприятиями совместно с торгующими организациями и распределяются для массового или серийного выпуска. После отбора модели передаются для конструирования. Конструирование одежды включает расчет и построение чертежей деталей одежды, изготовление лекал и составление технической документации.

    Чертежи строят по принятой в промышленности системе конструирования. По разработанным чертежам деталей изготовляют лекала в начале на средний размер изделия, а затем размножают их на все остальные размеры.

    Техническая документация, составляемая на каждую модель, предусматривает рекомендации по использованию тканей и размеров для этой модели, технологию изготовления, таблицы измерения изделий и лекал; таблицы площадей комплекта лекал, условия упаковки и маркировки изделий.

    Образец модели вместе с технической документацией поступает на швейную фабрику. В экспериментальном цехе фабрики уточняют лекала и методы обработки изделия. При уточнении модели изготовляют один или несколько образцов изделий, а затем опытную партию на специальном потоке в экспериментальном или непосредственно в швейном цехе. При этом окончательно уточняют лекала.

    Подготовка ткани к раскрою и раскрой содержат различные виды работ. Подготовка тканей к раскрою включает в себя следующие работы: приемку и хранение тканей, проверку их качества, промер кусков по длине и ширине, подсортировку тканей в настилы, нормирование расхода ткани на изделие, изготовление обмелок и трафаретов. Раскрой тканей включает настилание тканей, рассечку настилов на части и вырезание деталей изделия.

    В швейные цехи крой поступает после контроля качества, нумерации деталей и их комплектования. В потоках (процессах) различной мощности, оснащенных стачивающими и специальными машинами, различными прессами для влажно-тепловой обработки, оборудованием для клеевого соединения деталей из отдельных деталей кроя и узлов, изготовляют изделия различного ассортимента. В процессе одновременно могут изготовляться изделия одного или нескольких фасонов.

    Процесс изготовления швейных изделий занимает значительный удельный вес в общем цикле технологического процесса их производства, включая подготовку ткани к раскрою и её раскрой. Это связано:

    ‒ с многообразием деталей или узлов, обрабатываемых в одном процессе;

    ‒ с частой сменой конструкции деталей, связанной с изменением моды или сезона;

    ‒ с преобладанием ниточных соединений.

    Технологические процессы изготовления швейных изделий являются основой швейного производства и включают в себя всю совокупность операций по обработке и соединению деталей и узлов в определённой технологической последовательности.

    Технологический процесс изготовления швейного изделия — это система взаимодействия средств труда и предметов труда, приводящая к получению готового изделия. Процесс получения готового изделия представляет собой некоторые преобразования предметов труда (деталей кроя), в результате которого получается готовое изделие. Элементарной частью каждого преобразования является технологическая операция, выполняемая исполнителем с помощью соответствующих средств труда — швейных машин, утюгов и т. д. В результате выполнения технологической операции изменяется конструктивное состояние предмета труда. Например, результатом выполнения операции «стачать средние срезы спинки» является готовый узел спинка, операции «застрочить нижний срез юбки» — обработанные срезы изделия.

    Технологическую операцию необходимо отличать от приёма. После выполнения приема деталь возвращается в исходное состояние, т. к. она не зафиксирована (отогнуть край детали).

    Процесс изготовления любого вида одежды состоит из обработки отдельных узлов и деталей и последующей их сборки, которые производятся различными методами в зависимости от применяемых материалов, оборудования, инструментов и приспособлений.

    Методы обработки представляют собой различные сочетания операций, выполняемых в определенной последовательности и применяемых для соединения, формования, обработки краев и отделки деталей.

    Так, например, выполнение соединительных стачных швов включает в себя следующие операции:

    ‒ обработку срезов (обметывание, окантовывание, застрачивание);

    ‒ разутюживание (заутюживание) швов, сутюживание посадки ткани.

    Существует три способа выполнения операций:

    ‒ последовательный — последовательное выполнение операции на всех участках детали одним или несколькими инструментами (выполнение ниточных швов); в каждый момент времени имеет место точечный контакт инструмента и детали;

    ‒ параллельный — одновременное выполнение операции одним или несколькими инструментами (влажно-тепловая обработка на прес-сах, дублирование) т. е. соединение деталей по плоскости;

    ‒ параллельно-последовательный — одновременное выполнение нескольких операций (стачивание с одновременным обметыванием, при-тачивание листочек с одновременным разрезанием входа в карман и т. д.).

    Наиболее эффективным является параллельный способ выполнения операций, так как он обеспечивает наивысшую производительность труда и наименьшие затраты времени.

    Параллельно-последовательный способ занимает промежуточное место между последовательным и параллельным. Эффективность этого способа тем выше, чем больше количество операций выполняется параллельно.

    Взаимосвязанность операций определяет структуру процесса изготовления изделия. Порядок выполнения операций должен строго соблюдаться, иначе не будет получено готовое изделие.

    В обработке различных видов изделий имеется много общего.

    Наибольшую группу изделий, имеющих максимальную общность обработки, представляет верхняя одежда костюмно-пальтового ассортимента, включающая:

    ‒ плечевые изделия (пальто, полупальто, плащи, пиджаки и т. д.);

    ‒ поясные изделия (брюки, юбки).

    Технологическая последовательность обработки и сборки отдельных деталей и узлов для одежды различных видов и из различных материалов имеет много общего. В зависимости от модели и вида изделий технологическая последовательность обработки и сборки узлов может меняться.

    В современных методах обработки узлов одежды преобладают менее производительные последовательные способы выполнения операций, значительна доля ручного труда. Все это обусловливает высокую трудоемкость обработки узлов, затрудняет комплексную механизацию и автоматизацию технологических процессов. В связи с этим, основными направлениями совершенствования технологических процессов изготовления одежды являются:

    ‒ унификация методов обработки и сборки изделий на основе максимального использования механизированных операций и клеевых материалов;

    ‒ внедрение мало операционной, одно процессной технологии, при которой обработка и сборка одного или нескольких узлов изделия осуществляется за один технологический переход;

    ‒ внедрение оборудования полуавтоматического и автоматического действия и широкого ассортимента средств малой механизации.

    Таким образом, с позиций данных направлений и будут рассмотрены методы обработки и сборки различных узлов швейных изделий.

  • Бодяло Н. Н. и др. Технология швейных изделий. Учебник. — Витебск: УО «ВГТУ», 2012. — 307 с.
  • Савостицкий А. В. Технология швейных изделий. Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 640 с.
  • Тухтаева З. Ш., Искандарова Г. Б. Обеспечение межпредметной преемственности при обучении специальным предметам. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. № 8 (67). Часть IX. — Казань, 2014. — Стр. 882–884.
  • Блотских, Д. И. Разработка нового способа и технологического процесса окончательной ВТО мужского пиджака. Швейная промышленность. — 1997. — № 6. — С. 18–19.
  • Основные термины (генерируются автоматически): готовое изделие, изделие, подготовка тканей, раскрой, техническая документация, модель, технологическая операция, влажно-тепловая обработка, технологический процесс, художественный совет.

    Похожие статьи

    Изучение технологического процесса влажнотепловой.

    В статье изложен технологический процесс влажнотепловой обработки изготовления швейных изделий, так как основная задача влажнотепловой обработки это — придание готовым изделиям товарного вида, формы.

    Изучение процесса влажнотепловой обработки тканей

    В статье изложен технологический процесс влажнотепловой обработки изготовления швейных изделий, так как основная задача влажнотепловой обработки — это придание готовым изделиям товарного вида, формы.

    Основные методы формообразования при разработке моделей.

    В статье рассмотрены основные факторы формообразования швейных изделий в процессе создании конструкции одежды, при влажнотепловой обработке, формовочные свойства материалов и различные их комбинации.

    Особенности создания промышленных коллекций одежды на.

    Рисунки моделей дополняются быстрыми, схематичными изображениями вида изделий сзади.

    Основные требования к оборудованию влажнотепловой обработки на швейных предприятиях.

    Изучение технологического процесса изготовлении одежды.

    Изучение технологического процесса влажнотепловой обработки деталей одежды с целью дальнейшего улучшения их формоустойчивости.

    Изучение характеристик влажнотепловой обработки и методы.

    В статье изложен технологический процесс ВТО изготовления швейных изделий, так как основная задача влажнотепловой обработки — это придание деталям одежды требуемой формы.

    К вопросу подготовки технологов для малых предприятий.

    Рекомендации по раскрою проектируемой модели изделия содержат информацию о правилах раскроя изделия с учетом направления нити основы

    После чего устанавливаются режимов склеивания и влажнотепловой обработки проектируемой модели одежды.

    Недавно в школе Fashion Factory прошел курс лекций по профориентации. Мы публикуем конспект лекции «Профессия: технолог». Елена Майорова, технолог с двадцатилетним опытом работы, рассказала об этапах создания одежды, о роли технолога на предприятии и его взаимодействии с конструктором и дизайнером.

    В крупных компаниях технологический процесс состоит из следующих этапов:

    Создание модели

    Процесс создания модели включает в себя художественный эскиз, технический эскиз, конфекционную карту и схему узлов.

    Все начинается с того, что дизайнер делает художественный эскиз. На его основе сам дизайнер или его помощники создают технический эскиз. На нем прорисованы все строчки и узлы, указаны материалы и фурнитура, которые будут использоваться. Технический эскиз в дальнейшем используется конструктором при построении лекал и предприятием при пошиве одежды.

    Технолог должен заранее прописать технологию и понять, можно ли отшить модель на производстве. Дизайнеры обладают богатым воображением, и иногда невозможно произвести то, что нарисовано на бумаге. В таком случае технолог должен подсказать, как сделать правильно и получить то, что задумано.

    Технолог должен заранее прописать технологию и понять, можно ли отшить модель на производстве. Дизайнеры обладают богатым воображением, и иногда невозможно произвести то, что нарисовано на бумаге

    Например, дизайнер желает сделать карман с листочкой на хлопковой куртке, которой затем будут придавать «вареный» эффект. Процесс варки изделия — это стирка в большой машине с большим количеством химикатов. В этот момент происходит частичное разрушение волокон, ткань становится более мягкой и тонкой, поэтому карман с листочкой нельзя использовать на таких изделиях: он оторвется при использовании. Технолог должен предложить, что с таким карманом можно сделать, например, отделочную строчку или поставить закрепку.

    При выборе фурнитуры технолог учитывает некоторые моменты: тип ткани, ее толщину, технологию производства модели. Если по каким-то причинам фурнитуру нельзя использовать на ткани, то технолог предлагает другие варианты. Все материалы, основные и подкладочные, а также фурнитура, фиксируются в конфекционной карте. В крупных компаниях подбором фурнитуры занимается отдельный специалист — конфекционер, который также закупает необходимую фурнитуру для предприятия.

    Конструкция и лекала

    Построением лекал занимается конструктор, но в любом случае он работает вместе с технологом. Например, именно технолог указывает, где будут припуски в конструкции изделия.

    Готовые лекала раскладывают на материале, чтобы определить количество ткани, необходимое на одну модель. Для этого все детали выкладываются на ширину ткани. Стоит учесть, что чем плотнее они лежат, тем меньше будет остатков.

    Кроме того, технолог составляет технологическую последовательность — описание всех этапов пошива изделия с указанием времени на каждую операцию (в секундах) и необходимого оборудования.

    Отработка посадки на фигуре и технологии обработки модели

    После этих этапов шьется образец в экспериментальном цехе или на фабрике. На примерке образца присутствуют дизайнер, конструктор и технолог. Они смотрят на результат, ищут неточности. Обычно после первого образца вносится много изменений в конструкцию модели или технологию ее изготовления.

    После внесения всех изменений происходит утверждение образца-эталона. Именно по этому образцу фабрика будет шить партию. Образец должен быть таким, каким его запустят в партию, то есть из оригинальной ткани с фурнитурой.

    его запустят в партию, то есть из оригинальной ткани с фурнитурой.

    Раскрой изделия

    Перед раскроем изделия материал проверяют на брак на специальном станке. Если брак точечный, то ткань можно использовать, а бракованные участки вырезать. Если брак масштабный, например, полоса вдоль рулона, то тогда ткань возвращают производителю. Такие рулоны часто сложно использовать в массовом производстве, но если это небольшая партия или индивидуальный пошив, то материал можно оставить.

    После проверки ткани на брак идет раскрой. В очень крупных компаниях используют машины, которые автоматически настилают ткани и вырезают детали.

    Следующий этап — дублирование деталей кроя. Температуру и время дублирования закладывает технолог, определяя тип и свойства ткани.

    В швейный цех все детали одного размера и с одного настила передают пачкой с указанием количества и размера.

    Пошив изделия

    Главная задача технолога при пошиве партии — это разделение операций между швеями. Допустим, в цехе работает 30 человек. Время изготовления изделия — 3500 секунд. Для определения такта потока нужно время изготовления изделия разделить на количество человек. Получается, что швеи должны передавать свою часть другой швее через 117 секунд.

    В начале потока всегда идет ручная операция. Развязывается пачка, разбираются все детали и раздаются работникам. Постепенно все детали уходят на поток. На производстве задача технолога — объяснить каждому работнику его операцию, а также проконтролировать правильность выполнения процесса.

    На производстве задача технолога — объяснить каждому работнику его операцию, а также проконтролировать правильность выполнения процесса

    Отделка изделия

    Отделка включает в себя:

    — Чистку изделия от ниток, мусора, линий намелки;
    — Окончательное ВТО (влажно-тепловая обработка);
    — Маркировку изделия;
    — Упаковку изделия.
    Контроль качества
    Для проверки качества существует система выборочного контроля по альтернативному признаку на основе AQL. По этой системе работают не только в швейной промышленности. Когда производится промышленная партия товара, дефекты брака все равно бывают. Нужно понять допустимое количество.

    Например, в партии от 1200 до 3000 единиц. Для определения уровня брака нам нужно проверить 125 единиц. Дефекты на изделии бывают критические, важные и неважные. Если уровень брака в партии укладывается в норму, то изделие принимается.

    Статья подготовлена по материалам лекции Елены Майоровой для курса Управление производством модного продукта

    Далёкие от швейного производства люди считают, что дизайнер и модельер – это примерно одно и то же. На самом деле, профессия дизайнера куда более обширна. Она включает в себя обязанности художника-модельера и конструктора. В голове этого специалиста рождаются идеи, которые находят отражение в художественном эскизе. Затем прорисовываются все строчки и узлы, подбираются необходимые для производства материалы. Так получается технический эскиз, который в дальнейшем используется при построении лекал и пошиве.

    Дизайнер одежды – специалист, который занимается проектированием и созданием нарядов, соответствующих современ-ным модным тенденциям

    Название профессии дизайнера произошло от английского слово «design», которое переводится как «проект», «замысел», «рисунок». История специальности уходит корнями в далёкое прошлое, когда люди только начали пытаться создавать удобные и оригинальные наряды. В современном виде профессия сформировалась в середине XIX века, а в России – в конце столетия. Да и то единственным дизайнером одежды того времени в нашей стране можно считать Надежду Ламанову (сделать ссылку на предыдущий лонгрид). Законодателем моды долгое время оставалась Франция, в частности, Париж.
    Но не каждый проект дизайнера можно претворить в жизнь. В голове творческого человека зачастую рождаются невероятные и неосуществимые идеи. Чтобы рисунок сошёл с бумаги, руку к нему должен приложить модельер-конструктор.

    Если провести аналогию со школьными занятиями, то профессия дизайнера, когда конечный результат ограничен лишь твоей фантазией, – это рисование. Модельер-конструктор – это черчение. Мало создать эскиз на бумаге, нужно ещё понимать, есть ли возможность реализовать задумку художника. Благодаря модельеру-конструктору фантазия обретает первые реальные черты, появляется технический эскиз, учитывающий все конструктивные особенности модели.

    Модельер-конструктор разрабатывает чертежи, меняет модельные особенности изделия согласно художественному эскизу.

    Процесс создания одежды уходит корнями к первобытным людям. Её изготавливали из шкур животных и использовали для защиты от холода. Ученые считают, что одежда появилась более 100 тыс. лет назад, и с того времени её основная функция – защитная – не изменилась. Однако за последние два столетия чуть ли не на первый план вышла именно модная составляющая. Появились новые материалы, требования к фасонам. Первым модельером в современном понимании стал француз английского происхождения Чарльз Фредерик Уорт. Он не позволял клиенту диктовать свои условия, как это было раньше. Вместо этого Уорт четыре раза в год принимал участие в показах мод, после которых покупатели могли выбрать наиболее понравившийся из его нарядов. Эта схема впоследствии стала набирать популярность и достигла пика к середине XIX века, а модельеры стали настоящими волшебниками, способными «оживить» рисунок.

    Модельер-конструктор – это специалист, который воплощает задумку художника в жизнь. Для этого на помощь ему приходят алгебра, черчение и геометрия, а в современном мире ещё и знание компьютерных программ. Но до конечного продукта эскизу предстоит пройти ещё немалый путь.

    Огромное значение в цепочке «эскиз – производство – покупатель» играют специалисты, отвечающие за подбор и подготовку материалов для одежды. Таких профессий несколько. Одна из них называется конфекционер. Название образовано от латинского слова «confection» — изготовление.
    Когда говорят, что одежда сидит как влитая – это заслуга дизайнера, модельера и ткача. Но насколько удобно человеку в наряде – во многом зависит и от конфекционера. Он подбирает ткань для одежды, учитывая её предназначение: повседневная или спортивная, верхняя это одежда или пижама, женская или мужская. Конфекционер просто обязан следить за модными тенденциями, так как от сезона к сезону спрос меняется не только на фасоны, но и на ткани.

    Конфекционер – специалист, занимающийся поиском и подбором новых образцов тканей, фурнитуры, прикладных материалов и аксессуаров для новых коллекций одежды.

    Как считают археологи, красить вещи наши предки начали ещё 30 тыс. лет назад. Химических заводов тогда не было, но мать-природа снабдила людей всем необходимым. Например, чтобы получить жёлтый оттенок, долгое время использовали листья череды или корень щавеля. Оранжевой ткань становилась после обработки корой ольхи чёрной. Голубой оттенок полотну придавали с помощью коры ясеня, а если красили шерсть, то использовали цветы василька. Но чаще всего колористы прошлого использовали свёклу и луковую шелуху. О дополнительных свойствах этих растений хорошо известно и по сей день.

    За будущий цвет изделия на швейном производстве отвечают сразу два человека: колорист и красильщик. Первый готовит краски для тканей, второй эти ткани красит.

    Колорист – специалист по смешиванию различных красителей, готовит краски для тканей, ведет технологический процесс разработки новых цветовых гамм.

    Красильщик – это специалист, который окрашивает изделия из разных материалов на красильных аппаратах.

    Чем конкретно занимается закройщик, зависит от места его работы. Если это ателье, то специалист помогает клиенту подобрать фасон и ткань. Затем выбранный вариант зарисовывается на бумаге, после чего следуют снятие мерок, изготовление выкройки и раскройка ткани.

    Если же речь идёт о фабрике, то здесь закройщик напрямую с клиентом не общается. Да и о каком индивидуальном фасоне может идти речь, если такие предприятия заточены на массовое производство? В обязанности закройщику вменяются разработка и использование лекала для серийного производства, после чего за дело берётся мастер швейного цеха.

    Закройщик – специалист по раскрою материалов при изготовлении одежды, обуви и других изделий из текстиля и кожи.

    Долгое время разницы между профессиями портной и закройщик не существовало никакой. Переломный момент наступил в середине XIX века, когда на предприятиях начали массово использовать швейные машины. Чтобы дорогое оборудование не простаивало, было принято революционное для швейной промышленности решение – нужен человек, который обеспечит бесперебойную загрузку техники. В том числе благодаря такому новшеству, производительность труда швеи выросла в разы. Сначала профессия закройщика появилась в Европе, а потом и во всём мире.

    В цепочке изготовления одежды каждое звено играет огромную роль. Но работу лекальщика сложно переоценить. От качества подготовленного лекала зависит итоговый результат: сядет ли одежда по фигуре, комфортно ли будет человеку в этом наряде. Основные инструменты мастера: карандаш, портняжная лента и линейка. Готовят лекало из специальной бумаги, нередко для этих целей применяют прозрачный пластик. Также в магазинах иногда встречаются изделия из дерева и металла.

    Лекальщик — рабочий швейной промышленности, который специализируется на изготовлении лекал для будущих изделий.

    Выкройка – трафарет из бумаги, по которому выкраивают разные детали одежды.
    Точность – не главное. В дальнейшем изделие подгоняется под фигуру клиента во время примерки.

    Лекало – тоже трафарет, только многоразовый и максимально точный. Применяется на швейном производстве.

    Практически на каждом этапе производства одежды есть место для творчества – где-то в большей, где-то в меньшей степени. Но чтобы творческие личности не «заигрались», нужен контроль со стороны прагматика. Таковым в швейном деле является технолог легкой промышленности. Он контролирует весь процесс: от закупки до маркировки. Он переводит эскиз в чертёж. Он же следит за соблюдением технологических стандартов.Огромное значение в цепочке «эскиз – производство – покупатель» играют специалисты, отвечающие за подбор и подготовку материалов для одежды. Таких профессий несколько. Одна из них называется конфекционер. Название образовано от латинского слова «confection» — изготовление.
    Когда говорят, что одежда сидит как влитая – это заслуга дизайнера, модельера и ткача. Но насколько удобно человеку в наряде – во многом зависит и от конфекционера. Он подбирает ткань для одежды, учитывая её предназначение: повседневная или спортивная, верхняя это одежда или пижама, женская или мужская. Конфекционер просто обязан следить за модными тенденциями, так как от сезона к сезону спрос меняется не только на фасоны, но и на ткани.

    Технолог легкой промышленности – контролирует процесс производства, качество производимой продукции, оптимизирует технологические процессы.

    XIX век стал революционным в швейной промышленности. Многие изобретения отрасли относятся именно к этому времени. Как следствие — усложнение и автоматизация производства привели к появлению новых профессий. Вместо одного человека над производством изделия начали работать несколько специалистов. Вполне логично, что вместе с тем возникла необходимость в контроле процесса. Именно таким звеном стал технолог легкой промышленности или, как его ещё называют, технолог швейного производства.

    Источники:

    www.tkanix.info/shitye/osnovi-konstruirovaniya-odezhdi/

    fabrika-poshiva.su/stati/etapy-izgotovleniya-odezhdy.html

    moluch.ru/archive/113/28985/

    blog.fashionfactoryschool.com/blog/lajfhaki/proizvodstvo/171-etapyi-sozdaniya-odezhdyi-i-rol-texnologa-v-etom-proczesse

    ria.ru/20181121/1533183515.html

    Читайте также: