Осваиваем батик. Часть 3: работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика

Начнем с горячего батика. Многие считают его наиболее сложным, на самом деле это не совсем так. И именно такая роспись – с использованием воска – изначально называлась словом «батик».

Начало одинаково и для холодного, и для горячего батика – натянуть ткань на раму и определиться с рисунком.

Перво-наперво необходимо хорошо постирать ткань, чтобы из нее удалить аппретуру — специальный состав, которым она пропитана. Иначе краска не будет ни растекаться, ни впитываться.

Натягиваем ткань на рамку или пяльцы. Стараемся сделать это ровно, чтобы нити были натянуты строго вертикально и горизонтально — если пойдет немного вкось, по диагонали — ткань деформируется и после снятия с рамки рисунок искривится.

Как нанести рисунок на ткань.
Можно простым карандашом, легко и незаметно. Стирается ластиком, но поверхность ткани от этого портится. Карандаш годится для начала, если вы просто пробуете, экспериментируете, и оставите карандашный рисунок на ткани.
Так как для батика ткань мы выбирали тонкую и легкую – она просвечивает. Обведите на бумаге жирным черным (но не пачкающимся!) маркером, фломастером рисунок в натуральную величину, и закрепите бумагу относительно рамы так, чтобы из-под ткани просвечивал рисунок. Бумага не должна соприкасаться с тканью. Рисунок лежит под рамой с тканью, на расстоянии пары сантиметров – то есть ширины рамы. Ткань при этом должна быть хорошо натянута и не должна провисать. Маркер просвечивает сквозь ткань, рисунок отчетливо видно, можно обводить резервом. Или наносить воск. По желанию. Только учтите, что воск тяжелый – и ткань с обильно нанесенным воском может провиснуть и прилипнуть к рисунку.

Можно еще до того, как вы нанесете рисунок, положить первый светлый слой краски. Я так обычно и делаю. Особенно в горячем батике.

Смачиваем. Удобнее пульверизатором. Берем краску, воду, кисточку – и делаем красивые светлые разводы.
Не пытайтесь нарисовать что-либо конкретное, потому что пока ткань будет высыхать, все нарисованное расплывется в произвольном направлении.
Вот пример: две картинки – на одной только что окрашенная ткань, на второй – что получилось после высыхания. Еще обратите внимание на то, что когда ткань высохла, краска на ней стала значительно светлее.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 1

Важно: всегда и воск, и контур наносится только на абсолютно сухую ткань. Поэтому даем ткани хорошо высохнуть. Лучшие помощники в этом – время, фен и, если есть такая возможность – ветер.

Начальный этап, одинаковый для горячего и холодного батика, завершен.
Теперь переходим непосредственно к горячему батику.

Парафин или стеарин — он же воск в этом описании – это обыкновенные хозяйственные свечки. Чем светлее, бесцветнее, тем лучше. Крошим их, ломаем на несколько частей, и кладем в жестяную баночку. Банку с парафином разогреваем на водяной бане – то есть в емкости (мисочка, каструлька) с кипящей водой. Через некоторое время после закипания воды парафин начинает плавиться. Дождитесь, пока он расплавится полностью, станет жидким и прозрачным, как вода.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 2

Важнейшее условие – воск наносится только на абсолютно сухую ткань.

Возьмите кисточку для воска и нанесите ей расплавленный воск на ткань. Должно появиться ТЕМНОЕ пятно. Это значит, что воск «прошел», пропитал ткань насквозь.
Ошибка, если пятно легло сверху ткани, и воск белесый, непрозрачный. Краска подтечет под такой воск по нитям ткани.
Воск может «не пройти», если он недостаточно расплавился, либо успел остыть «по пути». Значит, либо необходимо подождать, пока воск достаточно нагреется и целиком расплавится, либо доносить кисть с воском от баночки до ткани побыстрее.
Следим за водяной баней – как воды становится мало – доливаем еще.

Воск наносится на те места, которые вы хотите оставить светлыми. На провощенные участки краска попасть не может. В этом-то и смысл горячего батика – закрывать воском пятна, которые так и останутся неокрашенными.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 3

В классическом горячем батике ткань целиком погружают в емкость с краской. В этом случае получается абсолютно ровный цвет. Но по влажной ткани краска сама растекается достаточно равномерно, и в этом нет необходимости. Для ровного окрашивания больших поверхностей можно вместо кисти использовать губку, поролон.

Когда воск остынет, покрываем второй слой краски – уже более темного цвета. Капли краски с поверхности воска протираем сразу, не давая им высохнуть.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 4

Высыхает краска – снова воск. Остыл воск – снова краска. Обычно 3-4 таких слоев вполне достаточно, начиная со светлых тонов и заканчивая темными.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 5

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 6

Чтобы не запутаться, где светлее, а где темнее – смотрим батик, покрытый воском, на просвет – на лампу или окно. Слева – батик при обычном освещении, справа – на фоне окна. После удаления воска результат приблизится к изображению, которое мы видим на просвет.

Если есть необходимость сделать более темными покрытые воском участки, можно помять воск, процарапать его, отколупать – и снова окрасить ткань в этих местах. Так получается рисунок, похожий на ветки деревьев, трещины.
Такой эффект называется «кракле».
На шелке кракле получается интереснее, чем на хлопке – трещины мельче, можно добиться интересных эффектов.

Толстый слой воска трескается лучше, чем тонкий. Тонким слой получается, если кисточкой с воском быстро провести по ткани, а толстым – если воск будет капать на ткань, иногда в несколько слоев.

Теплый воск трескаться не станет, он будет вяло ломаться. Немного остудим немного наш горячий батик – снимаем ткань с рамы (краска, конечно же, высохла), помещаем в пакет и на некоторое время в морозилку. После чего мнем ткань с остывшим воском.
Но свечки попадаются разные. Иногда, даже после охлаждения, воск остается мягким, и трещины получаются нечеткими, как в данной работе.
Теперь наносим краску в трещины. Кисточка после контакта с воском может стать «водоотталкивающей», и сберечь ее поможет ватный тампон с краской. Тем более что им можно с более сильным нажимом «внедрять» краску в трещины.

Стираем капли краски с работы, пока она не успела высохнуть.
Наша работа почти готова, осталось только удалить воск. Пока что батик выглядит не очень привлекательно. Для того, чтобы удалить воск, понадобятся утюг и много старых газет.
Сначала там, где возможно, удалите, стряхните, отколупайте с работы ненужный воск.
Теперь на гладильную доску или стол положим несколько листов газет, на газеты положим батик, и сверху покроем работу еще одним листом газеты. Осторожно гладите утюгом по газете так, чтобы на нее с ткани перешел воск – газета получается вощеной, темной.

Меняете на чистые листы газеты верхний лист, и тот, что был под батиком, который тоже потемнел от стекающего воска. После чего, снова проглаживаем утюгом. Меняем листы, до тех пор, пока воск не перестанет проступать на газетах.
Вот что получилось.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 13

Горячий батик, сделанный на хлопке, останется жестким, «накрахмаленным», и для одежды не пригоден. А вот шелк, и после удаления воска, прекрасно драпируется.
Таким же способом можно закрепить холодный батик — покрыть его равномерно слоем воска и выпарить воск утюгом. Краски от этого становятся чуть темнее, сочнее, но ткань становится более прозрачной, особенно заметно это на хлопке. Поэтому вешать такое панно на темные пестрые обои без белой подложки не рекомендую. Зато работа станет более устойчива к влаге, и пыль с нее можно аккуратно протирать чуть влажной тряпкой.
Кстати, самый интересный способ сделать горячий батик для тех, кто думает, что он не умеет рисовать – это побрызгать кисточкой с воском. Получаются шикарные капли. Трех слоев краски – светлый, средний, темный – достаточно. Единственное условие – брызгать быстро – чтобы воск не остыл. Окружение ближайшее – мебель, пол, потолок и так далее лучше предусмотрительно закрыть газетами, чтобы потом не тратить время на отскребание капель воска.

Начинаем точно так же, как и горячий – стираем ткань, натягиваем, подкладываем под раму рисунок. Если хотим, чтобы контуры получились переливчатыми – делаем красивые разводы краской и сушим.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 14

Для «сдерживания» растекающейся по ткани краски, в холодном батике используют резервирующий состав (резерв).
Чтобы нанести на ткань тонкую ровную линию на ткань, его предварительно засасывают в стеклянную трубочку, либо наносят из специальной тубы.
(подробно про материалы для холодного батика описано ТУТ)
Перед началом пробуем – насколько хорошо резерв удержит краску. Обводим на натянутой ткани замкнутый контур – кружочек. Если резерв слишком густой, вытекает из трубочки медленно и ложится прерывисто – его необходимо слегка разбавить, водой или бензином – в зависимости от состава. И пробуем снова.
Если разбавить до очень жидкого состояния, резерв будет вытекать очень быстро, делать «кляксы», контур будет широко растекаться и может пропускать краску.
Обвели пробный кружочек. Дали высохнуть. Капаем в центр краску и смотрим – выйдет она за контур или нет. Подождать нужно несколько минут, так как подтеки могут появиться не сразу.
Когда убедимся, что резерв ложится ровно и хорошо «держит» краску и воду, нанесем контур по всему рисунку.
Старайтесь, чтобы не появлялось капель резерва (особенно в начале линии), вытираем кончик тряпочкой или салфеточкой, трубочку поворачиваем, чтобы донести до нужного нам места без вытекания резерва, и аккуратно ведем по линии.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 15

Обращайте внимание – если толщина резерва разная – то, возможно, линия прерывается и в там может «прорваться» краска. Увидели ошибки – в таких местах проведите линию контура повторно. Можно также продублировать с изнанки.
Что важно. Весь батик должен состоять из замкнутых контуров. Витраж представляете? Вот что-то похожее. И помните, что краске достаточно одной пропущенной резервом нити, чтобы сделать работу неаккуратной.
После того, как резерв полностью высохнет, приступаем к окрашиванию.
Что делаем – смачиваем водой ткань внутри контура, не задевая контур и соседние участки за контуром. Убеждаемся, что вода за пределы контура не протекает. Берем краску, и плавно, текуче заполняем ограниченный участок.

Краска растекается довольно свободно, и вполне достаточно нанести немного краски одного цвета, а с другой стороны – другого, и получится плавный переход цвета.
Особенно завораживают такие переливы на работах большого размера.
Продолжаем окрашивать ткань, идя от светлых тонов к темным.

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 17

Лично мне несимпатичен белый контур. Он получается, если на белую ткань нанести прозрачный контур. Можно окрасить бесцветный резерв масляной краской, можно использовать разноцветные контуры.
Но батик получается намного интереснее, если, используя бесцветный контур, окрашивать ткань в несколько слоев.
Первый слой – покрыть светлой краской, лучше по мокрой ткани, дать высохнуть. Нанести на сухую ткань резерв. Он уже будет цветным, а если на его «пути» встретятся переходы цвета, то еще и разноцветным.
В следующих слоях наносим более интенсивные цвета. Если по ним нанести резерв, и он примет цвет фона, то контур в работе станет разноцветным – как и краска на том или ином месте.
И завершаем работу темными цветами – расставляем необходимые акценты.
Очень важно, что резерв всегда наносится на абсолютно сухую ткань.
При желании, по окончании работы наносим декоративные контуры – цветные, выпуклые, блестящие. Они созданы для декорирования, а не для сдерживания краски – поэтому в качестве резерва ими пользоваться не стоит.

Наносится он так же, как и обычный контур. В данном случае – из тюбика. Здесь серебристый контур, но пока он не высох, выглядит белым.
Данный контур, как и краска, удобно фиксируется утюгом.
Вот и результат:

Осваиваем батик. Часть 3 работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика, фото № 19

Это самый простой, интересный и непредсказуемый батик. Совершенно не обязательно уметь рисовать, за вас это сделает краска.
Нужно взять постиранную ткань, перевязать ниткой или веревкой. Можно вязать в узлы, сшивать ниткой, завязывать в ткань различные стойкие к краске и температуре предметы (например, камушки).

Лучше использовать хлопковые нитки, синтетические нити при сушке в духовке могут оплавиться. То же относится и к ткани – хлопок и шелк выдержат высокую температуру, синтетика – нет.
После «перевязки» ткань хорошо смочить, аккуратно отжать.
Помещаем связанную ткань в емкость, где будем окрашивать и сушить. Здесь – лист фольги с загнутыми краями.
Наносим произвольно краску. Удобнее, если это будет раствор краски, а не концентрированная краска из банки, потому что красителя понадобится много.
Может получиться интересно, если посыпать по влажной краске солью или мочевиной.

Теперь нужно высушить ткань в завязанном состоянии. Сушить удобно в духовке. Нагреть и выключить, и в выключенную духовку поместить батик на подносе или фольге.
Данный экземпляр сушился в отсутствии плиты, на веревочке с помощью фена. Это продолжалось довольно долго, но зато получились свои «эффекты» – когда ткань высохла в расправленных местах, по непросушенным узлам продолжала натекать вода, так получились затеки-лепестки.
Важно – пока не высохнет – не разворачивать. Чуть недосушенную ткань можно развернуть и очень быстро досушить, например, феном.
Если оставить сохнуть ткань в развернутом состоянии – краска станет незаметно растекаться, и к моменту высыхания ткань приблизится к равномерно окрашенной.
Высушиваем. Разворачиваем. Гладим. Готово.

Все о холодном батике

Искусство, начавшееся развиваться вместе с самим человечеством, претерпевало разные метаморфозы: менялись его смыслы, принципы, технологии. Когда человек в древности наносил на дерево, глину, ткань какой-то узор, это не просто служило эстетическим идеалам – действо имело сакральное значение. Корни многих художественных техник лежат в язычестве. Каждый цветок, завиток, геометрическая фигура имели свое значение и не были случайны. Батик, являясь искусством росписи по ткани, также следует этой концепции.

Что это такое?

Само слово «батик» имеет индонезийские корни, а если перевести его дословно, получится «капля воска». Особенности нанесения рисунка на ткань обусловили такое название. Чтобы краски не растекались по материи, мастера научились фиксировать цвета с помощью особых составов, основным компонентом которых был воск.

Батик может быть горячим и холодным. Техника горячей росписи предполагает разогревание красок и воска перед нанесением на ткань, холодный батик обходится без предварительного растапливания. Если горячий батик появился очень давно, то холодный возник с развитием химпроизводства. В нем работает специальный химический резервирующий состав, напоминающий гель, способный застывать на ткани. Так как в основе этого состава содержатся бензин и клей, варить его дома, мягко говоря, небезопасно.

В каком-то смысле холодная техника для выполнения проще и усилий требует немного меньше.

Считается, что техника холодного батика в большей степени подходит начинающим мастерам, так как они не пугаются широкого фронта работ, действий с высокими температурами и неожиданного поведения составов.

История возникновения

Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.

И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.

Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов. Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.

Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью. Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани. Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.

Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, совершенствующаяся столетиями, но также и холодная методика, по-настоящему развивающаяся во время роста химической промышленности.

Батик приобретает новые направления, он смешивается с другими техниками и стилями, он живет!

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Внимание! Ткань перед началом работы следует стирать, гладить и прополаскивать.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Холодный батик — одна из разновидностей батика. Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирующий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Технология холодного батика

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку). В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

Холодный батик

Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань — важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях — более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.

История появления росписи

Искусство росписи ткани известно с древних времен. Старинные мастера наносили рисунок с помощью горячего воска, что предохраняло краски от растекания. Это искусство требовало терпения и мастерства. С тех пор технологии нанесения узора на ткань изменились. Появились новые методы окрашивания, которые стали проще и доступнее. Наибольшей популярностью пользуется холодный батик — искусство, позволяющее даже новичку создавать настоящие шедевры.

История появления росписи

Самые древние ткани с рисунками были найдены в гробницах фараонов в четвертом веке до нашей эры. Позже искусство росписи появилось в Китае и Японии. Китайский шелк, раскрашенный с помощью техники батик, по Великому шелковому пути распространился по всему миру. Ткани начали расписывать в Шри-ланке, Малайзии, Персии, Перу.

Особенности холодного батика

Название «батик» пришло к нам из Индонезии. В переводе оно означает «капля воска». Там, на острове Ява, техника батик достигла невиданных высот. Индонезийские изображения для батика насчитывают более около 3000 вариаций. Ткани расписывают экзотическими птицами, цветами и другими рисунками. Индонезийские женщины создают огромные раскрашенные полотна. Каждая семья имеет собственный стиль росписи, секреты которого передаются из поколения в поколение. Если раньше расписанную одежду могли себе позволить себе только аристократы, то теперь она стала доступна всем.

Индонезийцы используют технологию горячего батика — для нанесения изображений применяют растопленный воск, который препятствует растеканию краски по ткани. В работе используют специальный инструмент — чантинг. Также в настоящее время мастера применяют специальные медные штампы с рисунком. Росписи по ткани жители Индонезии придают магические и лечебные свойства. Расписными шарфами они связывают молодоженов, чтобы соединить их души. Матери носят младенцев завернутыми в расписные ткани. Большое значение придается не только рисунку, но и цветовой гамме материалов. Индонезийцы считают, что сиренево-розовый цвет продлевает молодость.

Виды и технологии

Технология холодного батика появилась только в 20 веке. В отличие от горячего батика, где рисунок процарапывается по разогретому воску, в холодном разогревать ничего не надо. Краска предохраняется от растекания с помощью резервов — специальных составов, обозначающих контур рисунка. В их рецепт изготовления входит смесь резины с различными компонентами.

Существуют виды батика, не использующие контур. К ним относятся бандан, шибори и свободная роспись по ткани.

Бандан — узелковая техника. Здесь узор получают, перекручивая и завязывая ткань определенным образом в узелки. Ее либо раскрашивают кистью, либо окунают в краску. Такая выполнения батика позволяет получить красивые разводы и узоры.

  • Шибори — японская техника окрашивания. Окрашиваемую ткань складывают в несколько слоев наподобие оригами.
  • Свободная роспись — рисунок наносится краской без контура.
  • Особенности холодного батика

    Поэтапное выполнение рисунка

    Холодный батик — это достаточно трудоемкое занятие, требующее терпения. Но расписанные изделия получаются такими, что на них не жаль потраченного времени. Чтобы результаты труда приносили вам только удовольствие, нужно соблюдать технику безопасности.

    Резервирующий состав содержит летучие химические вещества, которые могут вызвать отравление или аллергию. Поэтому работать надо в отдельном помещении или на балконе. Если вы расписываете шарф, скатерть, футболку или другие вещи, имеющие практическое применение, рисунок следует закрепить. В противном случае он полиняет при первой стирке. Для закрепления росписи используют несколько способов:

    Запекание в духовке при температуре 150 градусов. Изделия заворачивают в белую хлопковый материал и помещают в холодную духовку на 15−20 минут. После выключения ткань в течение часа не достают из духовки.

  • Запаривание. Батик заворачивают в хлопчатобумажную ткань или бумагу и помещают на водяную баню в кастрюлю с кипящей водой. До воды должно быть не менее 5 см. Ткань либо кладут в сетку, либо крепят к ручкам кастрюли.
  • Закрепление утюгом. Утюгом работают на режиме, предназначенном для данного вида ткани. Каждые 10 квадратных сантиметров проглаживают в течение 3−5 минут.
  • Прочность окраски в большей мере зависит от качества красок. Батик стирают только в прохладной воде с добавлением уксуса.

    Подготовка к работе

    Что такое батик

    Для росписи подойдут тонкие материалы: шелк, батист, двунитка, шифон, атлас. На плотной ткани рисунок может не получиться — резерв не проходит сквозь плотные волокна, и в этом месте одна краска затекает на другую.

    Технику выполнения батика для начинающих лучше всего изучать на батисте. Перед работой ткань необходимо натянуть. Для небольшой вещи подойдут пяльцы, для большого формата понадобится подрамник или специальная рама для батика. На рамке для батика имеются крючки для закрепления ткани. На подрамнике материал можно закрепить с помощью нитки и иголки таким образом, чтобы он не касался подрамника. Ткани также можно закрепить кнопками или степлером, но для шёлка это не подходит.

    Подготовьте лист бумаги того же формата, что и область рисунка на батике — он пригодится для эскиза. Для выполнения рисунка вам понадобятся краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва и мягкие карандаши. Резерв рекомендуется покупать той же марки, что и краски. Он создает белый контур, но в процессе работы его можно окрасить. Иногда контур продают во флаконе с тонким наконечником — в этом случае трубочка не понадобится.

    Техника росписи по ткани

    Смесь для резерва можно сварить самостоятельно из бензина и резинового клея. Но это занятие малоприятное и взрывоопасное, поэтому удобнее приобрести набор для батика. Краски в нём бывают в виде жидкости или порошка, который следует разводить водой. Продаются специальные резервы как зарубежных, так и отечественных производителей. Они отличаются ценой и составом. Перед использованием нужно проверять, для какого вида ткани они предназначены. Также необходимо прочитать инструкцию, каким способом закрепляются краски. Некоторые закрепляются паром, другие утюгом или запеканием.

    Поэтапное выполнение рисунка

    Пятна от краски вывести очень сложно, поэтому для работы лучше надеть рабочий халат. Для нанесения рисунка вам понадобятся тонкие и широкие кисти. Лучше выбирать беличьи. Пошаговое описание нанесение рисунка:

    Материал натягивают на подрамник так, чтобы он не провисал. Удобнее всего закреплять влажную ткань — высохнув, она становится более упругой.

  • На бумаге рисуют эскиз. Для рисования используют карандаш — им сильно нажимают на бумагу, чтобы хорошо был виден контур.
  • Эскиз переводят на ткань, для чего бумагу подкладывают под материю и закрепляют. Рисунок переводят на ткань с мягким карандашом.
  • Резерв набирают в стеклянную трубочку, для чего ее вставляют во флакон. В верхний конец трубочки вставляют спринцовку — с ее помощью набирают резерв. Предварительно его можно окрасить подходящим пигментом.
  • Трубочкой с резервом аккуратно обводят рисунок. Рисунку дают просохнуть.
  • Плотность контура нужно проверить. Для этого после высыхания резерва кистью, смоченной в воде, нужно пройтись по одну сторону контура и посмотреть, нет ли где протекания. Если вода прошла за линию резерва, нужно найти место, где контур оказался слабым. После высыхания его необходимо подправить.
  • Батик окрашивают выбранными пигментами. Если нанести на влажную ткань крупную соль, то получится интересный эффект. Соль впитывает в себя краску, и на ткани остаются разводы. Таким образом можно создавать интересные композиции даже без использования резерва.
  • Готовый рисунок снимают с рамы и закрепляют одним из способов: запеканием, запариванием или проглаживанием утюгом. Готовые изделия можно дополнить гелем с блестками, пайетками или стразами.
  • После окончания работы нужно продуть трубочку для того, чтобы удалить остатки резерва, затем промыть в бензине. Если этого не сделать, то резерв засохнет, и трубочку в дальнейшем нельзя будет использовать.
  • Братик — это очень увлекательное занятие, которое открывает множество возможностей для самореализации. Роспись по ткани в настоящее время — это модно и популярно. Многие мастера сделали батик основным источником дохода.

    Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.

    При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.

    Роспись ткани

    Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

    Появление холодного батика

    Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

    В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

    Процесс росписи ткани

    Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

    Подготовительные этапы

    На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

  • Подготовка эскиза.
  • В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

    Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

  • Требования к эскизу.
  • Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

    Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

    После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.
  • Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

    Для батика используют специальные рамы.

    Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

    Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

    На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

    Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

    Работа над росписью

  • Перенос эскиза на ткань.
  • Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

    Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

  • Нанесение резервирующего состава.
  • Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

    Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

    Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

  • Работа в цвете.
    1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
    2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
    3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
    4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
    • Скрытый резерв.
    • Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

      1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
      2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
      3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

      Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

      Фиксирование красителя

      Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

      Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

      Специфика техники холодного батика

      Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

      Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

      Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

      Источники:

      www.livemaster.ru/topic/21631-osvaivaem-batik-chast-3-rabotaem-v-tehnikah-holodnogo-goryachego-uzelkovogo-batika

      vplate.ru/hobbi/holodnyj-batik/

      dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/330074

      natrukodel.ru/risovanie-i-rospis/tehnika-holodnogo-batika

      www.tkanix.info/podelki/tehnika-holodnogo-batika/

    Читайте также: